Признаки насилия над детьми
Признаки насилия над детьми
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
- внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);
- повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.
Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:
- боязнь физического контакта со взрослыми;
- стремление скрыть причину травмы;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- раздражительное поведение;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
- суицидальные попытки.
Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:
- повреждение областей половых органов;
- заболевания, передающиеся половым путем;
- беременность.
Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и повреждения ребенка:
- ночные кошмары, страхи;
- несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
- стремление полностью закрыть свое тело;
- депрессия, низкая самооценка;
- отчужденность;
- проституция, беспорядочные половые связи;
- эротизированное поведение
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
- задержка физического и умственного развития ребенка;
- нервный тик, энурез;
- проблемы с едой;
- постоянно печальный вид;
- различные соматические заболевания.
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:
- беспокойство, тревожность, нарушения сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- излишняя уступчивость или осторожность;
- плохая успеваемость.
Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- отставание в физическом развитии;
- частая вялотекущая заболеваемость;
- задержка речевого и моторного развития;
- постоянный голод;
- кража пищи;
- низкая самооценка, низкая успеваемость;
- агрессивность и импульсивность;
- антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Информацию о случаях насилия надо получать, опираясь на такой метод, как наблюдение, возможно, даже интуицию. Очень часто в силу ряда причин (чувства собственного достоинства жертвы, страха, робости, зависимости от агрессора, кровного родства с ним и др.) возникают трудности при получении информации, подтверждающей наличие ситуации насилия (даже если факт насилия уже не является тайной), и расследование становится проблематичным. Для решения данной задачи и повышения эффективности деятельности можно использовать тактику ведения интервью-расследования, согласно которой возможно посещение семьи, при котором обязательно разъясняется цель визита; итервьюирование жертвы и обидчика проводится строго индивидуально; во время беседы создается спокойная и расслабляющая атмосфера.
Что делать если ребенок сообщает нам о насилии.
- Отнеситесь к ребенку серьезно.
- Попытайтесь оставаться спокойными.
- Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.
- Успокойте и поддержите ребенка словами.
- «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».
- «Я тебе верю».
- «Ты в этом не виноват».
- «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
- «Мне жаль, что с тобой это случилось».
- «Мне надо поговорить о том, что случилось с …(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.
- Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
- Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.
Если ребенок говорит об этом в классе.
- Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже») и смените тему.
- Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.
Если в вашем классе есть ребёнок, подвергающийся домашнему насилию, то Вы можете ему помочь, обеспечивая следующее:
- Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.
- Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.
- Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.
- Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих. Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений.
- Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии и т.д.
- Вначале ребенок может хотеть, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мобилизовать собственные ресурсы.
- Деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться.
- Обеспечить доступность полезного материала для чтения и художественное творчество – это возможности выразить для ребенка свои чувства.